Тунис

Махдия, Эль-Джем, Сфакс, Керкенские острова

Махдия

Кладбище, порт Фатимидов и остатки маленькой крепости
Кладбище и Борж эль-Кебир

День 29. (14 июля)

"Ночь провели скверно, так как кондея в комнатах не было, а от их вентиляторов толку было мало, они гнали все тот же теплый воздух. Сева сегодня спал с Ксенькой на сдвинутых кроватях в одной комнате, а мы с Кириллом взяли к себе Саньку.
Утром встали в 7, Кирилл сбегал в магазин за свежим багетом, мы позавтракали, собрались и выехали около 8:30. "

Мы сразу выехали на улицу 7 ноября, идущую вдоль моря. Здесь было множество отелей, до которых мы, к сожалению, не доехали вчера вечером. На полуострове, на котором стоит медина Махдии, дорога уходит из Виль Нув, становится односторонней и петляет между морем и кривыми выбеленными стенами домов медины. А потом узкая полоса асфальта выходит на мыс, занятый кладбищем.
Этот мыс, продуваемый свежим морским ветром, - какое-то эпическое место! Белые купольные мавзолеи-усыпальницы, красная башня маяка, песочного цвета крепость Борж эль-Кебир, маленький форт на входе в древний порт, так буднично занятый яркими рыбацкими лодками и бесчисленное множество белых надгробных памятников придают этому месту какой-то настоящий подлинный вкус. Не верится, что это Махдия - один из мощных туристических пляжных центров.

Маяк
Большая мечеть
Молельный зал Большой мечети

К Большой мечети мы подошли прямо к открытию и были единственными ее посетителями. Хелпер особо не приставал, увидев у нас в руках путеводители со схемой города. Большая мечеть - это современный взгляд на то, что было в X  в. мечетью Фатимидов. После Кайруана здесь делать нечего.

Двор Большой мечети
Плас дю Каир

Площадь Каира - довольно приятное место в Махдии. Это центр Турецкого квартала медины. Здесь и двери мечети Мустафа Хамза турецкие и восьмигранный минарет 1772 года тоже оттоманский. На площади под густой листвой деревьев расставлены столики нескольких кафе. Мы здесь тоже посидели, попили кофе и свежевыжатый апельсиновый сок.

Двери мечети Мустафа Хамза
Кофейни на плас дю Каир
Ру Али Бей
Скифа эль-Кхала

Затем мы по улице Али Бей прошлись до ворот Скифа эль-Кхала. Это мощное сооружение древнего города Фатимидов. Вход в город - это узкий проход, почти 50 м длиной, защищенный серией железных ворот.

Скифа эль-Кахла
Медина Махдии
Заправка кондея

Когда мы шли назад к машине, увидели мастерскую по заправке кондиционеров. Заправляли на фирменном оборудовании, хозяин назвал вполне приемлемую цену, дешевле, чем в Москве. И мы решили потратить 40 мин на дозаправку кондея. Как показала диагностика, не зря, за год фреон слегка ушел.
"Дядька-заправщик за это время успел с Кириллом на английском обсудить машины разных марок, русские дороги, тунисских водителей и проч. После заправки кондея ехать в машине стало значительно приятнее."

Эль-Джем

Римский амфитеатр

Этот африканский колизей был построен между 230 и 238 годами проконсулом Гордианом. Камень возили за 15 км с побережья, а вода приходила с окрестных холмов по подземным трубам.
В общем здесь примерно все также, как и в римском колизее, только жарче. Можно пройтись по коридорам под аренами, можно подняться на несколько сохранившихся секторов самой арены.
Впечатляет вид сквозь римские арки на белые арабские дома-сараи...

Подъем на "амфитеатр"
Эль-Джем
Саня
Аня

Севка в очередной раз попытался залезть на какие-то огороженные руины, но его тут же снял неизвестно откуда появившийся смотритель. Погуляв немного по арене, мы вернулись к нашей машине у самого входа на площадь колизея, прошли сквозь надоедливых торговцев и покатили в Сфакс.

Сфакс

Стены медины Сфакса
Медина Сфакса

Сфакс - второй по величине город Туниса. Он совсем не затронут туризмом, на его улицах кроме арабов никого не встретишь.
Понятное дело, когда-то на этих берегах были финикийские поселения, но город возник только в VIII в. В середине IX в. Аглабиды построили массивные стены медины. Город контролировал все южное побережье вплоть до Триполи. В XIX в. французы построили Виль Нувель и оборудовали порт для вывоза фосфатов с рудников Гафсы.

Сфакс, Медина. Ворота Баб Диван
Медина Сфакса
Новое здание рядом с Мединой
В медине

Машину мы поставили на парковке у ворот Баб Диван. Прибежал парковщик за денюжкой, ну раз так, попросили его найти нам место под деревом, чтоб хоть какая-то тень была над машиной. Прибежал еще один парень, стал махать руками и кричать: "Лаваш, лаваш!". Мы поняли, что он хочет помыть машину, а машина и правда вся в пыли. Ну да, пусть помоет. Требует 5 динар вперед, дали ему 5 динар. Работник паркинга стоит ту же и все видит. Когда мы вернулись, машина не была помыта, паренька и след простыл. Я спросил парковщика, он стал оправдоваться, что это не его проблема. Я высказал ему все, что о нем думаю. Обидно не из-за денег, а из-за отношения. Белых можно накалывать сколько угодно.

Минарет Большой мечети, 988 г.
Стены Большой мечети, VIII в.

Медина Сфакса довольно специфична. Она имеет некую арабоизированную прямоугольную планировку с большим количеством сквозных улиц от ворот до ворот, некоторый улицы довольно широки, есть несколько вообще прямых улиц. Но переулки здесь стандартно узкие и кривые. Здания пониже, чем в Тунисе и Суссе.
Большая мечеть недоступна для обозрения. Можно увидеть только ее восточную стену и минарет - уменьшенную реплику минарета Кайруанской Большой мечети.

Стены Большой мечети
Показать увеличенную карту
Улицы медины Сфакса

Тоговые суки на севере от Большой мечети.
"Медина этого города тоже представляла собой бесконечную вереницу всевозможных торговых лавок, но совершенно другого рода,
нежели в туристических мединах в Тунисе и т.д. Здесь вообще не было сувениров, только те предметы,
которые необходимы в хозяйстве тунисской женщины: пластиковые тазы, одежда, пряности, ткани т.д."

На улицах медины. У Ксеньки дневной сон
Дар Желлюли

Мы прошли мимо Большой мечети, прогулялись по крытым сукам и довольно легко нашли музей Дар Желлюли. Это классический арабский дом вокруг внутреннего дворика, построенный в XVII  веке семьей Желлюли.
Здесь особенно впечатляют деревянные панели потолков и деревянные резные перегородки.

Мы уже видели один арабский дом изнутри, есть с чем сравнить. Этот нам показался слишком обезличенным, усредненным. Интерьеры далеко не такие интересные, как в Суссе.

Дар Желлюли
Комнаты в Дар Желлюли
Внутренний двор

Наш маршрут по Медине Сфакса

13. Дар Желлюли
15. Большая мечеть

Ну улицах медины Сфакса

После музея мы вернулись назад к воротам Баб Диван. По дороге не нашли ни одного места, где можно было поесть что-нибудь человеческое. По бульвару Республики вошли в Виль Нувель. Замусоренный выжженый солнцем бульвар с несколькими пальмами и множеством магазинчиков. Зашли в кафе, где удалось накормить детей чем-то съедобным, но в кафе было очень душно и жарко, собственно, как и в любом тунисском кафе, поскольку готовят почти в этом же помещении.

Сфакс, конечно, специфичный город. Здесь погружаешься в настоящую тунисскую жизнь, ни коим образом не ориентированную на туристов. Здесь никто от тебя ничего не хочет, нет навязчивых хелперов, только равнодушные или любопытные взгляды.
Сели в машину и покатили в порт Сфакса. Сунулись в одни ворота на причале, спросили нас, есть ли бронь, и послали в другие. Мы встали в конце хвоста из десятка машин и через минут десять купили в кассе билеты и въехали почти самыми последними на паром, который повез нас на Керкенские острова.

Керкенские острова

Пассажирский зал парома
Ксеня спит

Паром идет на острова около часа и стоит всего 6 динар на машину с пассажирами. Паромы ходят каждый час. Паром был забит машинами под завязку. Людей было также много, все места в салоне были заняты. Мы сидели на палубе и наслаждались морем и свежим ветром...

По палубе парома ходил смешной старй араб с кучей копеечных самодельных вертушек, торчащих у него из всех карманов, за ним бегали дети с монетками. Наши дети тоже попросили монеток и купили себе две вертушки.

На пароме
Встречный паром

Паром приходит в деревню Сиди Юсеф на первый остров Гарби. Асфальтовая дорога проходит через весь остров к дамбе, построенной еще римлянами. Здесь переброшен короткий мост на большой остров Шергби. Под мостом возникают довольно бурные приливно-отливные течения, и здесь любит купаться местная молодежь. Второй остров раза в три больше первого. Все пляжи в основном находятся на нем. Здесь есть туристический центр с несколькими средними и дорогими отелями, он находится в деревеньке Сиди Фреж. Центр островов - городок Ремла.
Мы сунулись в гостиницу Джазира, отрекоммендованную Lonely Planet, но там нам сказали, "комплет" и показали, где найти еще гостиницу.

Обед в Бунгало
Пляж Сиди Фанхал вечером

Это оказалась не гостиница, а ресторан, при котором недавно выстроили несколько бунгало. Бунгало расчитано на 4 человек, там есть душ и туалет, а также кондиционер. Цена была какая-то несерьезная, то ли 30, то ли 35 динар за всех с завтраком.
Мы подгнали машину прямо ко входу в бунгало и заселились. Когда все пришли немного в себя и приняли душ, решили съездить до вечера на море. В ресторане нам посоветовали пляж в Сиди Фанхал и объяснили прямую грунтовую дорогу до него.

Дорога в Сиди Фанхал по дну высохшего озера

Дорога выходит из Ремлы, кончается разбитый асфальт и начинается укатанное дно высохшего озера. Покрытие идеально ровное, ровней, чем на немецких автобанах. По такой грунтовке можно легко ехать больше ста, но не особо хочется, как поведет себя это покрытие при торможении?
Доехали до моря. Здесь несколько раскатанных песчаных дорог идут вдоль побережья. Арабы приезжают купаться большими семьями, их машины стоят довольно далеко друг от друга. Мы тоже встали у берега и провели здесь на море весь вечер.

"Нашли совершенно идиллическое место: между пальмами и морем полоса песка, в десятке метров от берега болтается разноцветная лодочка, море тут мелкое и теплое. Детям на мелководье было купаться очень удобно. Но тут-то мы и расслабились. Ксенька плавала сама в круге, за ней никто особо не приглядывал, поскольку все были рядом в двух шагах. Сева плавал с маской, мы плескались с Сашкой, Ксеня болталась в метре от нас. В какой-то момент я оглянулась и увидела в паре метров под водой Ксенькину макушку с разноцветными резинками. Я не поняла даже сразу, что происходит, думала Севка играет с ней в «баба сеяла горох», с секундным промедлением кинулась к ней и за хвостик вытащила вверх, потом только уже заметила, что пустой круг отнесло ветром на несколько десятков метров от нас.
Я положила ее на руки вниз лицом, она очень долго не могла прокашляться, лицо побелело, от усилий лопнули мелкие сосудики на щеках, потом ее рвало морской водой. После всего этого она молниеносно отрубилась на моих руках и впала в беспокойный сон, прерываемый тяжелым кашлем.
Ксеня заснула без ужина в 18:00."

Дорога в Сиди Фанхал по дну высохшего озера
Пляж Сиди Фанхал
Море
На пляже Сиди Фанхал
Наши перемещения по Керкенским островам. На карте Ремлы красной точкой обозначены бунгало, в которых мы жили
Hotel Restaurant Raed
Remla Kerkennah - B.P. 21 - 3070
Tel.: 98 587 889; e-mail: auraed@voila.fr

Керкенские острова очень низкие, максимальная высота 15 метров. Песчаное дно бесконечно долго набирает глубину. Мы так ни разу и не доплыли, чтобы не доставать до дна ногами.
Керкены располагают к тихому семейному отдыху...

Пляж Сиди Фанхал
Муравьи

Готовить нам на своем баллоне рядом с бунгало не разрешили, а вместо этого предложили готовить на своей ресторанной кухне. На первый наш ужин мы этим воспользовались, но поняли, что мешаем там, да и оказалось это крайне не удобно. В следующие дни мы заранее к определенному часу заказывали по меню обед и ужин. Зато мы посмотрели процесс готовки тунисской, да можно сказать просто арабской еды. Надо сказать, что все чрезвычайно примитивно. Регулировкой пламени горелки они вообще не пользуются, а готовят всегда на максимальном огне в большом количестве масла.
На Керкенах традиционно ловят осьминогов, да и вообще морепродукты тут есть в меню любой забегаловки. Они здесь очень дешевы, поэтому мы их постоянно заказывали. Но готовят они их совершенно одинаково - тушат на большом огне в томатном соусе. Некоторое разнообразие блюд в меню - это просто разные сочетания пасты, картошки, риса и зелени с морепродуктами.
Чай мы готовили сами, писть их мятный сироп со сладостями очень тяжело.
А так еда в этом ресторане была очень вкусная.

"Вечером, уложив Ксеньку, я побежала звонить в Москву деду-врачу советоваться, что с ней делать. Я получила от папы заслуженную взбучку и множество полезных советов.
Эта беда многому научила, но как мы все тогда с ума не сошли от страха, я не понимаю."

На причале

Дни 30-31. (15-16 июля)

"Ночь была тяжелая, Ксенька температурила, спала очень беспокойно, выпила за ночь литр молока.
Рано утром мальчики с Кириллом уехали на рыбалку с местным дядькой, а мы с Ксенькой остались отсыпаться. Неспеша встали в 9 с чем-то, она была бодра и весела, ни следа от вчерашней трагедии."

Еще с вечера мы в ресторане договорились, что нас возьмут утром на рыбалку.
Рано утром мы взяли с собой в машину рыбака и доехали до причала в деревне Сиди Фреж. Здесь пересели в старую деревянную посудину, которую наш рыбак не мог завести минут пятнадцать. Наконец, вышли в море...

Рыбаки
Вынимает сеть
Камбала
Сеть
Саня

Потом мы все купались с лодки в море, рыбак нам выкинул канат и запустил мотор, а мы болтались за кормой на канате.
Назад вернулись довольно рано, Аня с Ксеней только проснулись и еще не завтракали.

Саня и море

Ждали завтрака очень долго, так как мы были единственными постояльцами в этих бунгало (будние дни), и повару пришлось бежать в соседний магазин за молоком и вареньем. Только почему они не могли сделать это заранее?

Замки
Мост между островами

До обеда мы купались на небольшом пляже между островами рядом с мостом. Дети рыли песок, Сева прыгал с моста в бурный поток, взрослые сидели в воде и спасались от солнца. Отдых на Керкенах какой-то неспешный, размеренный, однообразный и бесконечно растянутый во времени...
Вот, оглядываясь назад, вовсе непонятно, куда исчез целый день? Керкены создают такую сонную атмосферу бесконечного ленивого отдыха. Это ни на что не похоже. Ни один курорт из посещенных нами не моможет и приблизится к этому убийственному покою и умиротворению, царящему на Керкенах.

Ксенька совершенно пришла в себя, лезла плавать и плескаться
Пейзажи Керкенских островов

"Еще перед отъездом заказали в нашем ресторанчике к 15 часам обед по меню, выбрали всякие разные морские блюда.
Вернулись к обеду, ополоснулись, затащили в комнату столы и стулья. На улице в таком климате кусок в горло не лезет.
После обеда все плавно завалились спать, Севка с Сашей тихо резались в уно.
В 7 вечера нехотя восстали и поехали в наше привычное место купаться.
Решили не ужинать, так как обед был очень сытным, а купить каких-нибудь местных сладостей и съесть их дома с чаем. Что и сделали.
Перед сном сбегала отзвонить московским родственникам про Ксеню, чтобы они не нервничали".

Пейзажи Керкенских островов
Рядом с Ремлой
Дорога по дну высохшего озера
Анька рулит по дну озера

Вечерами мы ездили на наш первый пляж Сиди Фанхал. Здесь мягкий белый песок, пальмы и почти полное безлюдие. Море спокойное и тихое больше похоже на большое озеро...