Лотарингия. Канал Марна-Рейн

 

 

(Часть 3)

 

База в Лютзельбурге, Судоподъемник Сен Луи-Арзвиллер, туннели Арзвиллер, Сарребург

Лютзельбург

 

От замка где-то минут за 25 доехали до базы, быстро нашли свой кораблик, а дальше начался ужас. Жара, солнце палит, дети ноют, надо оформлять контракт, покупать фиш-карты, загружать на корабль вещи из машин и выносить обратно пустые коробки и сумки в машину. Дети путаются под ногами, в каютах не продохнуть, мама решает задачку про козла и капусту, думает, кого из своих детей с кем селить. И так плохо, и так ужасно. Филька сейчас в каком-то конфликтном возрасте, Катя мечтает об уединении и тишине. В результате мы с Кириллом и нашими детьми заняли две двухместные каюты, мама с папой тоже двухместную, Катя, Соня и Филя — трехместную, а Степке на ночь решили стелить на диване в салоне. Диван тут раскладывается до двухместной кровати, но Степка отлично помещается и на одноместном спальном месте. Все хорошо, осталось разобрать вещи, найти свое место для каждого предмета, застелить кровати. Пока мы с мамой крутились, обустраивая кораблик, Кирилла инструктировал человек с базы. Инструктаж длился около 40 минут, потом с нами до первого шлюза прошли еще двое дядек, чтобы показать на практике, как нужно шлюзовать наш корабль. Я зауважала Кирилла, он понимал все технические термины, перевода которых я не знала. Инструктор показал, как управлять кораблем, как заправлять воду, как чистить винт, если на него наматается что-то, показал корабельные внутренности, поднимая люки в полу.


База Localboat Holiday в Лютзельбурге

Мы приехали на базу Localboat. Корабль наш был почти готов, но надо было оформить контракт, прокат велосипедов и прочее. Оформление заняло минут 15-20, нам выдали целую сумку документации и всяких инструкций, оказавшихся совершенно бесполезными. На Французскую часть маршрута дали хороший навигационный атлас, а на немецкую вообще ничего не было. Даже схемы. Если б мы положились полностью на них и не готовились к маршруту, то просто бы не знали куда плыть. Странно это. Видимо, такой длинный маршрут не пользуется спросом, и они оказались к нему не готовы.
Через какое-то время выкатили нам велики. 4 мы привезли с собой, а еще 5 взяли в прокат (1 велик входит как бонус в страховку). Детские велики еще неплохие, а взрослые так себе. На них жесткие ненадувные шины, которые под нагрузкой детского велокресла слетают при косом проезде бордюра.
Машины подогнали к кораблику и стали заносить продукты и вещи. Потом к нам подошел инструктор и показал, как все работает на корабле (газ, электричество, голубая и черная вода, отпление, как заправлять воду (раз в три дня), дизель (не надо, так как запаса топлива хватает на 20 навигационных дней), как переключать газ между двумя баллонами (может кончится, если активно пользоваться отоплением). Показал всем как пользоваться туалетом и душем.
Далее был инструктаж, как заводить и глушить двигатель, менять скорость и включать реверс, пользоваться носовым винтом.
Когда все погрузили, мы отогнали машины на парковку и под руководством инструктора отдали швартовы, развернулись и пошли по каналу. Первый шлюз за поворотом, через две минуты плавания. Нас проинструктировали, как швартоваться, как входить в шлюз и что в нем делать. Потом инструктор покинул нас, и мы пошли в самостоятельное плавание.


Пришвартовались перед шлюзом. На горе замок Лютзельбурга

Весь оставшийся день была жуткая суматоха, учились проходить шлюзы, разбирали вещи, все непрерывно кричали, бегали и сталкивались.

Самой напряженной работой для меня на корабле стала слежка за Ксеней. Спасжилет она категорически отказалась надевать, уговорить я ее не смогла. Она, как и мальчишки, носилась по кораблю, то спрыгивая прямо с палубы в окно каюты, то вылезая на палубу из окна другой каюты, я постоянно теряла ее из виду и психовала. Потерять ее на этом судне легче легкого, а уж заметить, если она свалится в воду и вовсе маловероятно.


Филя подтягивает швартовы во время подъема в шлюзе
В шлюзе
Начало маршрута в правом углу карты (необходимо прокрутить)
Шлюз
Ксеня
Проходим шлюз
Ужин

На первую стоянку пристали около берега за 18 шлюзом, мы с Кириллом прикинули, какие вещи забыли в машине, и поехали на велосипедах с сетками на автомобильную парковку. Вдоль канала здесь идет асфальтированная велосипедная дорожка, весь путь от корабля до паркинга занял минут 15. А забыли мы толкушку для пюре, провод AUX (у пульта управления была обычная автомагнитола) и пледы. На корабле есть только толстенные одеяла, на такой жаре накрываться ими не хочется совершенно. Мы с мамой собрали лишние одеяла и забили ими полностью стойку одного шкафа. На ужин нажарили разнообразных сосисок и слопали их с пюре и салатом. Холодный рислинг из морозилки стал у нас, кажется, доброй традицией. Неплохо.

Вечером папа наладил удочки и они с мальчишками наловили мелкой рыбы. Мы с мамой отчаялись загнать их на судно спать, пришлось укладывать и читать девочкам, а мальчики пришли уже впотьмах. И то пару раз вскакивали и бежали на корму, когда слышали радостные дедовы вопли: «Поклевка! Поймал!»


 

День 7. (30 июня) Первая ночь прошла отлично, все пришли в себя после вчерашней суматохи, огляделись, приоделись, отдали швартовые и тронулись. Я поставила в духовку омлет и сварила кофе. Довольный народ расползся по кораблю, за день корабль мы обжили и приноровились к нему, кухня так понравилась, что я бы не отказалась от такой дома. :) Все очень толково, ни сантиметра лишнего неиспользуемого пространства, все продумано до деталей.

Первый полный день на корабле был днем открытий и восторгов. Захотели купаться — остановились и стали плавать. Вкуснейшая еда. Много-много солнца.

Ездили на велосипедах в маркет, папа оставался на корабле ловить рыбу. Выезд на великах такой толпой — это очень нервное мероприятие. Катя с Соней в седле потерялась, остановилась и стала ждать, пока ее не нашел Кирилл.


Кают-кампания

 

Судоподъемник Сен Луи - Арзвиллер

Наш кораблик ждет, пока опустится вниз кусок канала

Утром прошли пару шлюзов вверх. Вскоре канал разветвляется, налево идет канал к подъемнику, а направо уходит тупик к старым заброшенным 18 шлюзам, которые заменил этот подъемник. Старые шлюзы забросили, но недавно здесь начали обустраивать туристическую достопримечательность: сам подъемник и старые шлюзы. Домики смотрителей шлюзов распродали на дачи и кафешки. Но старые шлюзы мы подробно осматривать будем на обратном пути. Дело в том, что наш маршрут хотя и кольцевой, но с отростком: последний день мы будем повторять маршрут первого, но в обратную сторону.


Кусок канала опускается вниз
Ворота подняты, входим в кусок канала-подъемник

Подъемник построили в 1966 году. Размер перемещаемой части канала стандартный, как во всех шлюзах этого канала Марна-Рейн.
Кусок канала с пришвартованными кораблями поднимается или спускается вдоль крутого склона горы. Пока корабль поднимался, у нас на плите варился кофе, а в духовке сидел омлет. Дети бегали по "берегам" подвижного канала и лазали по кораблику. Очень забавные ощущения: ты готовишь завтрак, плывешь на корабле и движешься по воздуху одновременно.


Едем вверх
Едем вверх
Дети на крыше салона
Идем по каналу

Здесь, где канал Марна-Рейн преодолевает Северные Вогезы, наверное, самые интересные места на протяжении всего канала. Вокруг крутые склоны зеленых холмов и гор, на скалистых вершинах которых стоят замки (в Лютцельбурге и в Саверне). Скалы, поросшие соснами, часто выходят прямо на канал. Сам канал прилепляется то к левому, то к правому склону гор. Потом этот удивительный подъемник, а сразу после него длинный двухсполовиной километровый туннель, а сразу за ним короткий пятисотметровый.
Перед туннелями стоят реверсные семафоры.


Катя-рулевой
Катя-рулевой

 

Туннель Арзвиллер

Входим в первый длинный туннель 2,5 км
В туннеле
Вышли из первого туннеля
Выход из второго короткого туннеля
Аня - рулевой

 

Sarrebourg - Сарребург

Chapelle de Cordeliers

Днем съездили на велосипедах в городок Сарребург, до которого километров 5 по дороге. Городок ничем особенно не примечателен, разве что средневековой церковью, витражи которой сделаны по эскизам Марка Шагала. Церковь была закрыта, и витражи мы видели только снаружи. На окраине городка закупили свежих продуктов в супермаркете.


Витраж Шагала
Катя с Соней
Центральная площадь Сарребурга

 

На канале
Матрос со шваброй
Мост через шоссе и реку

Прошли развилку водных путей. Нам прямо в сторону Нанси, а вправо уходит Саарский канал. По нему мы вернемся назад в конце путешествия. Какое-то время канал идет по водохранилищу, отделенному от него дамбой. Останавливались, чтобы поплавать не в канале, а в озере.
Часто канал идет по мостам. Плывешь на корабле, а под тобой едут машины или протекает река.


Идем по мосту

На этом участке канала шлюзы полуавтоматические. То есть надо пришвартоваться у первого шлюза, пройти к нему и позвонить по домофону, назвав направление движения и номер шлюза. Тогда оператор включит шлюз, чтобы он был готов для нас. Внутри как и везде швартуешься и дергаешь синюю штангу. Если нигде не останавливался по дороге, то обычно следующий шлюз уже готов к нашему приему. Но бывают сбои из-за встречных кораблей, тогда надо снова звонить оператору.

В конце дня на одном из шлюзов нам выдали дистанционный пульт. Следующий участок канала оборудован шлюзами с дистанционным управлением. За 200 метров до шлюза стоит знак, в который надо "стрельнуть" из пульта, шлюз начнет готовиться в нашу сторону.



Обед
Пришвартовались, чтобы искупаться в озере
Купаемся в озере
Жизнь на барже

Занятия
Ксеня
Соня
Пришвартовались перед шлюзом. На поручнях вдоль борта приноровились сушить белье

В обычных шлюзах на этом канале разница в уровнях небольшая - метра три плюс-минус несколько десятков сантиметров. Но в конце дня прошли очень высокий шлюз высотой 15,4 м, заменивший четыре старых. Кстати, до туннелей мы поднимались, а после мы стали спускаться вниз со склонов Вогез.

После обеда мы устроили первую и единственную аварию на корабле. Все было несколько комично. Мы уговорили папу порулить, дать отдохнуть Кириллу. Папа с видом профессионала, утомленного просьбами профанов, встал за штурвал. Права-то на управление судном действительно есть только у него. Разогнался и на полном ходу впилил носом в берег. Это было сильно. Я в этот момент была в каюте, оттуда казалось, что корабль должен от такого удара как минимум укоротиться на пару метров. Все повыпрыгивали на берег, бросились смотреть последствия. А они, к счастью, оказались ничтожно малы: потрескавшийся левый борт у носа и отвалившаяся резиновая защитная полоска. Но нам всем стало не по себе, мы прислушались и обнаружили, что заработала помпа где-то под полом, испугались, что корабль стал набирать воду. Но ничего страшного не произошло, мы так и доплыли до конца маршрута, не почувствовав особых изменений в поведении корабля после аварии. Папа отошел от испуга и вспомнил цитату из старого советского фильма: "Я вам сейчас все мели покажу, я тут на реке все мели знаю. БАХ!!! Это была первая!" Больше папу за штурвал никто не пускал :) Да он и сам не рвался.



В большом шлюзе
Аня стравливает швартовы при спуске в шлюзе
Большой шлюз

Сестры грилят колбаски

По всему маршруту встречаются бызы различных клубов и прокатных фирм. Там можно пришвартоваться и переночевать, заправиться водой и подключить электричество. Но на самом деле можно встать на ночь где угодно. Для этого на корабле есть длинные стальные колья и кувалда. Нам, конечно, интереснее было вставать на ночь самостоятельно вне баз, в диких местах.


Пришвартовались на ночь

 

 

Часть 2 Часть 4

     

Оглавление

На страницу с путешествиями