Снаряжение для длительных странствий

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 


На этой страничке мы хотели бы рассказать о нашем снаряжении для путешествий. Начнем с того, что пару лет назад Володя Леонов написал статью о кемпингах, где уже затрагивал вопросы снаряжения. Если у вас еще вообще нет опыта жизни в кемпинге, и вы не знаете, что это такое, стоит сначала изучить Володину статью.
Сразу заметим, что набор снаряжения, о котором пойдет речь на этой страничке, связан именно с нашим стилем путешествий, кому-то он может показаться слишком спартанским, а кому-то наоборот слишком комфортным и немобильным. Мы покажем, что берем с собой, поделимся некоторыми соображениями, почему именно это, а не то, расскажем об опыте использования аналогов, об их плюсах и минусах. Итак, начнем с машины.

 

Машина

Старекс

Старексом к моменту написания этих строк мы владеем уже больше года, он побывал в 5 путешествиях и пробежал больше 30 тыс км. До этого мы ездили на Астре (караван), два раза доезжали на ней до Африки, короче говоря, продали мы ее на пробеге 330 тыс. Сменить машину на большую мы задумали давно, все никак не могли выбрать между микровеном и минивеном, да и решиться взять денег в долг. Специально копить у нас почему-то не получается совершенно, проще отдавать долги. После очередного большого путешествия, в которое мы с собой взяли 4 велосипеда, мы поняли, что увеличивать объем машины нам надо принципиально. Конечно, далеко не последнюю роль в выборе машины сыграли известные автопутешественники Володя и Маша Леоновы, которые давно уже ездят на Старексах.



Почему среди автобусов именно Hyundai Grand Starex? Очень просто: цена. Он дает лучшее соотношение качество/год выпуска/цена. Конечно, были бы деньги, купили бы мультивен, да еще и полноприводный, да и новый с интегрированным в кузов багажником на 4 велосипеда, а еще лучше Калифорнию. Про разные стороны автобуса мы уже говорили в предыдущих отчетах, про комфорт, вместимость, внедорожные качества (отчет по Грузии). Кстати, две печки мы испытывали в зимних поездках, а здесь летом насладились работой двух кондиционеров.
К этому путешествию мы установили 15" потолочный монитор (куплен на ebay.com). Устанавливал его сам по подробным инструкциям с форума mikrob.ru. Заодно (все равно отгибал обшивку потолка) протащил на заднюю дверь парковочную камеру в фонарь подсветки номера и камеру заднего вида, а так же постоянную 12v розетку в багажник для автохолодильника. Второй верхней камерой предполагалось пользоваться, когда дети смотрят DVD на потолочном мониторе, и зеркало заднего вида перестает действовать. Для этого в Китае купили монитор-зеркало, закрепляемый на штатном зеркале. Опять же под обшивкой потолка протянули к нему провода, а также провода для радар-детектора и для возможно в будущем видеорегистратора. Камерой заднего вида почти не пользуемся, привыкли уже без нее, боковых зеркал, парктроников с парковочной камерой вполне достаточно. Зато теперь на этом мониторе дублируется видео для переднего пассажира и водителя 8-)). Раз уж все так много всего делали в машине, то уж протянули в бардачек провод AV видео/аудио входа для магнитолы и для iphone. (iphone за это время превратился в старое 8 gb барахло с неработающим экраном, мы его используем в качестве своеобразной флешки для магнитолы).
И еще врезали в обшивку в районе коленей пассажира тройную 12 v розетку + usb выход для зарядки телефонов и прочего.
В машине всегда есть домкрат, динамический трос, компрессор - все это лежит в штатных люках в передних подножках. Запаска в Старексе великолепно устроилась снаружи под днищем. Домкратным/колесным ключом ослабляется болт в багажнике и запаска на тросике опускается на асфальт под машиной.
Чемоданчик с инструментами и чемоданчик с цепями лежат под водительским сиденьем, прихваченные стропой с фастом, чтобы не выехали под педали. Пылесос лежит под табуреткой последнего ряда сидений.


Аня за рулем
В автобусе

Особенность этого путешествия была в том, что "туда" мы ехали с Гетмановыми, и в нашем автобусе все время сидели два-три человека из их джипа. Поэтому из последнего ряда мы сняли только одинарное сиденье. Если будем брать только одного человека, то оставим одинарное, а двойное снимем. Чтобы вещи на падали на последнего пассажира, приспособили специальную удерживающую сетку.

Раз уж в кадр попала навигация, то несколько слов о ней: у нас два больших 7" экрана: на одном TomTom, на другом 250 или 500 метровая топографическая карта в Ozi. Топографическая карта вносит некую объемность в восприятие окружающего пространства, особенно в горах. Да и искать места для пикника-обеда или дикого кемпинга по ней очень удобно. Еще старый КПК на WinMobile, заряженный ТомТомом, он на всякий пожарный валяется в коробке среди всяких ремнаборов и других гаджетов. Рации необходимы, если машина не одна, а так же удобны в супермаркетах, на пляжах, прогулках и велопрогулках.


 

Холодильник


В связи с резким увеличением пространства мы решили купить холодильник, причем холодильник настоящий - компрессионный. У нас уже был опыт путешествий с термоэлектрическим холодильником. Мы купили в 2006 году в Румынии немецкий термоэлектрический холодильник. Но в переполненном багажнике от него не было совершенно никакой пользы. Он только сам грелся и все. Может быть, если он стоит свободно в салоне, то будет хоть какой-то толк. Для нас он был нецелесообразен, и мы его выкинули. А в следующих путешествиях научились здорово сохранять продукты в прохладе, располагая их в багажнике у лючка в спинке сиденья нашей старой астры. Заваленные толстым слоем вещей, продукты и жидкости сохраняли прохладу даже под долгим стоянием машины под жарким сахарским солнцем.

Компрессионный холодильник - другое дело. Включается он не часто, почти не греется. Думаю, что даже плотно заваленный вещами он вполне нормально будет работать. Охлаждать он может вплоть до -18˚С. В холодильнике есть защита от разрядки аккумулятора, то есть он отключится, если напряжение АКБ начнет падать. Но реально холодильник за трое суток не посадит батарею.


Холодильник (удачно вписался по цвету) удерживается ремнями безопасности

Холодильник существенно изменил стиль наших путешествий. Раньше, чтобы вкусно поужинать, мы вынужденны были заезжать в супермаркеты каждый день, потому что молочные продукты и мясо не лежат без холодильника на жаре. Теперь же мы существенно увеличили ранообразие питания: свежее мясо и рыба, мягкие сыры, молочка... Все это покупалось раз в три-четыре дня и набивалось в холодильник. Раньше белое вино мы почти не пили, теперь же рислинг не сходил с нашего стола в Эльзасе и Лотарингии.
Холодильник работал от постоянной розетки в багажнике. Вечером на время готовки ставили его для удобства "на кухне" рядом с плитой, а на ночь убирали в машину и подключали к розетке 12V. Такая автономность очень важна для нас, ибо мы очень любим дикий кемпинг. С собой на прогулки выкладывали из холодильника бутылку с соком в термочехол. Кстати, существенная экономия, когда дети пьют холодные напитки из супермаркета, а не из ближайшего кафе. Холодильник умеет работать и от 220V, мы брали с собой шнур, но так и ни разу им не воспользовались.


Холодильник WAECO CoolFreeze CF 35

В общем, холодильник превзошел все наши ожидания! Самое последнее, не имеющее отношение к путешествиям: холодильник подключен к розетке у нас на балконе и используется в качестве морозильника, мы в нем храним при -15˚С рыбу, выловленную летом в Волге и мороженые грибы из леса.





Велобагажник



В наших поездках по Европе, мы давно уже с некоторой завистью смотрели на путешественников с велосипедами. Как здорово: припарковался где-нибудь, достал велик и покатил дальше по тропинке! Вот в 2011 году мы решили и сами попробовать взять с собой велосипеды. Но перегруженная астра с трудом таскала 4 велика, собственно, они ее и добили в итоге. Со сменой машины мы решили поменять и велобагажник.

Некоторые соображения, которыми мы руководствовались, выбирая багажник.
Велобагажники бывают трех видов:
1. На крышу;
2. Сзади на фаркоп;
3. Сзади на заднюю дверь.
Нам нужен был багажник на 4 велосипеда.
Вариант на крышу для автобуса отпадает сразу: просто не представляю, как 4 велика поднимать и закреплять на высоте 2 метра. Для легковых машин - это тоже неудачный вариант: огромная парусность приводит к значительному увеличению расхода топлива, становятся закрыты все крытые парковки и множество открытых (во Франции часто стоят габаритные ворота на 2 м на въезде в обычные парковки), отпадают некоторые туннели, существенно увеличивается стоимость паромов.

Багажники сзади бывают с платформой и с рогами. Сразу скажем: с рогами сильно дешевле, но его брать не стоит. Во-первых, 4 велосипеда на нем размещать довольно сложно, во-вторых, велосипеды касаются друг-друга и багажника, на неровностях постоянно трутся друг о друга и о багажник. За 10 тыс км рамы велосипедов сильно исцарапались. Плюс такого багажника - цена и компактность как с великами, так и без.


Наша старая Астра с велобагажником Thule HangOn 9708 "с рогами" на фаркоп

Теперь несколько слов о багажнике на фаркоп. У нас как раз был багажник с рогами на фаркоп, поэтому можем говорить со знанием дела. Фаркопный багажник расположен низко над землей, с платформой будет еще ниже. Большой рычыг на фаркоп создает неправильную нагрузку на машину, это особенно чувствуется на небольших легковушках. Зад заметно проседает, уменьшая и так маленький клиренс между дугой фаркопа и землей. Машина будет задевать фаркопом и багажником все неровности, проезд по грунтовкам будет проблематичным, сильно уменьшается геометрическая проходимость, в узких местах на поворотах машину может вообще распереть, так что придется снимать багажник, чтобы выехать. Еще чисто психологическое замечание: конструкция на фаркопе не статична. Весь багажник раскачивается и трясется отдельно от машины. Конечно, доверяешь всяким TÜV, но в заднее зеркало смотреть страшно. Кстати, несмотря на немецкое качество в конце 10000 км путешествия обнаружил перебитый 6 мм болт в важном узле багажника.


Велики загораживают фонари, поэтому обязательна световая панель Thule Lightboard 976,
но есть значительно более дешевые аналоги

Плюсы этого багажника: цена, вес, компактность, доступ к багажнику. Но доступ достаточно сложный. Багажник откинуть можно только вдвоем, прилагая серьезные усилия. Нижние барашки надо закручивать крайне сильно. Под консольной нагрузкой в 60 кг это тяжело, нужно, чтоб второй человек при этом поддерживал всю конструкцию. Руки от ежедневных закручиваний барашков стернлись до мозолей.
Мы бы никому не стали рекомендовать этот багажник для длинных путешествий, разве что велики довезти до дачи или парка. Если уж брать на фаркоп, то только на платформе. Но, надо четко понимать, что длина автомобиля значительно вырастет, габариты станут непривычными: занос зада на поворотах и при заднем ходе, геометрическая проходимость машины резко снизится, увеличатся проблемы парковки особенно для и длинных машин.


Велики откидываются, давая доступ к багажнику

Исходя из этого опыта мы решили возить велики на зедней двери. Главную роль в выборе сыграло то, что в Европе микроавтобусы перевозят велики именно так.
Я был уверен, что корейцы для своих Старексов делают сами такие аксессуары, но перелопатив интеренет, включая корейские сайты, убедился, что они сами используют продукцию Thule. Вообще, выбор нормальных багажников на 4 велика крайне скуден: 2-3 модели, причем все кроме Thule заточены на конкретные европейские автобусы. Универсальная модель только одна в мире, это Thule BackPac 973. Сама модель 973 продается без адаптеров. Адаптер - это такие гнутые трубки с упорами и зацепами в верхней части багажника. Для каждой модели автомобиля подбирается по каталогу Thule свой адаптер. Для Старекса Thule BackPac Kit 973-16. Интересно, что инструкции в багажнике нет, инструкция по сборке поставляется с адаптером. В инструкции подробно описывается как и в какие дырки собирается багажник для каждой конкретной машины, для которой подходит этот адаптер. Но про Старекс в этой инструкции не упоминается. В инструкциях на сайте тоже ничего нет для Старекса (может уже появилось), поэтому багажник собирали методом проб и ошибок, подгоняя его по месту. Заодно и расположил платформу ниже, чем это показано на картинках других машин. Так удобней будет ставить велики, да и сами они будут меньше возвышаться над крышей.


Багажник в базовой комплектации продается на два велика, к нему надо докупить расширитель Thule BackPac 3rd Bike Adapter 973-23 на 3-й велосипед и еще один расширитель Thule BackPac 4th Bike Adapter 973-24 на 4-й. Надо сказать, что стоит все это неслабо. Интересно, что Thule разрешает на Старекс ставить только три велика, в то время как на более хлипкие машинки 4. Мне непонятно, с чем связано ограничение, вряд ли с конструкцией двери, дверь очень крепкая, выдержит и 6 великов. Может быть, вступают в силу какие-то европейские ограничения по длинне для автомобилей такого класса? Но мы возили 4 велика и не заметили никаких проблем.
Кстати, как требует Thule, пришлось на лето снять пластиковый спойлер с двери с дополнительным стопом. Через дырку в двери от провода подключили выносную красную фару от какого-то ваза. Получился третий стоп сигнал, подвешенный на последнем велике.



Thule делает эту модель не один десяток лет. Наверное, на 70% всех немецких микроавтобусах стоит именно она. Это простая и надежная модель. Багажник очень прочно держится на двери, составляя с ней одно целое. Когда я снимал его с автобуса, я был готов увидеть метал в местах крепления. Но нет! Краска всего лишь слегка помутнела. Велосипеды легко ставятся на платформу, колеса закрепляются к желобу специальными ремешками, а рама сверху держателем. Держатели запираются встроенными замками. Велосипеды стоят очень прочно, не касаясь друг друга и багажника. Сверху "ногами" между великов мы ставим детское велокресло и закрепляем его стропой, а когда оставляем машину надолго, то еще и тулевским троссиком с замком. Велокресло с регулируемой/складывающейся спинкой, что очень удобно при такой перевозке.
Минусы этого багажника: цена и заблокированная задняя дверь.


 

Изменение геометрии и без того длинной машины не заметили. Только при маневрировании в лесу между деревьями приходится человеку с рацией контролировать задний ход не столько из-за препятствий, которые видно в камеру, сколько для общего обзора машины, чтобы избежать расклинивания между деревьями. (движения вперед-назад идут по разным траекториям).
Совершенно неожиданным плюсом этого багажника оказалось то, что парковочные габариты автобуса в большинстве случаев не увеличились! Смотрите сами))



На великах на багажнике оказалось очень удобно на ходу сушить купальники и плавки. Может, выглядит не эстетично, но лучше, чем разложенные мокрые вещи в салоне.


Умывальник и урна

На платформу с велосипедами на стоянке удобно прикреплять канистру с краником для мытья рук и готовки. Туда же можно прикреплять мусорный мешок, пока он полупустой. Когда становится тяжелым, снимаем, иначе под весом затягиваются завязки. На платформе же можно сушить вещи.



Без велосипедов багажник компактно складывается: платформа поднимается и закрепляется коротким держателем. Багажник не выступает за бампер. Ну и последнее, как и на фаркопную платформу на Thule BackPac 973 можно поставить специальный бокс Thule BackUp 900.


Сушим детский спальник на океанском ветру


 

Велосипеды


Осматриваем город на великах

Скажем несколько слов о велосипедах. Велики мы покупали бюджетные. Главное требование: алюминевая рама и подпружиненная вилка. Покупали б/ушные на авито. К великам купили декатлоновские корзины на руль. С ними очень удобно, можно положить пляжные или теплые вещи,путеводители, ветровки на случай дождя, съездить за продуктами в супермаркет.



Для четырехлетней Ксении мы брали и велосипед, и велокресло. Велосипед для загородных катаний, а велокресло для городских. Велокресло покупали б/ушное, но дорогое OK Baby Sirius. У велокресла регулируется наклон спинки, так что можно откинуть спящего ребенка в полулежачее положение. Спинка складывается, что очень удобно. А еще в велокресле можно в кемпингах возить таз с посудой для мытья до раковин, если кемпинг очень большой.


Ксеня
Ксеня
Trailgator

К ксениному велосипеду взяли с собой еще и Trailgator. Очень удобная вещь, особенно для детей, которые еще не очень уверенно катаются на велике или быстро устают. За пару минут детский велик превращается в велоприцеп.
С велосипедами всегда возим с собой тулевский трос с замком, поскольку часто бросаем велики в городе у какого-нибудь забора и идем дальше гулять пешком.


Дети



Палатка



Палатка - одна из самых главных составляющих комфорта в длительных странствиях, поскольку в ней проводится довольно значительная часть суток. В наши первые путешествия мы брали с собой две маленькие походные палатки на алюминевом каркасе. Тогда мы спокойно влезали в багажник астры даже без бокса, при этом брали с собой коляску-трость и рюкзак-переноску для ребенка. И были тогда не менее счастливы, чем теперь.


Quechua Base Seconds 4.2

В полуторамесячных странствиях хочется домашнего уюта и комфорта. Но надо четко понимать, что комфорт сильно снижает мобильность. Так с покупкой бокса мы купили и большую кемпинговскую палатку стандартной конструкции на углепластиковом каркасе. Может для сборки/разборки пару раз в сезон она пойдет, но для частых перемещений такие палатки не очень удачны. Ставятся и разбираются они долго, трубки каркаса тяжко просовывать или вытаскивать из длинных карманов. Да и углепластиковый каркас довольно слаб. Мы были недовольны той нашей палаткой и постоянно присматривались к другим. И тут в 2009 году в путешествии по Корсике мы обратили внимание, что многие французы живут в декатлоновских палатках быстрой установки. Внешне они нам понравились, да и видео об установке за 2 минуты впечатляет. Отзывов тогда еще не было, но мы решили попробовать.


Quechua Base Seconds 4.2

Честно говоря, к этой палатке мы относились сначала довольно скептически, но после первой же установки отношение у нас изменилось. Все оказалось именно так, как написано на сайте декатлона. Палатка реально неспеша двумя взрослыми ставится за 2,5-3 минуты. Если немного поспешить, то за это время можно растянуть и все дополнительные штормовые оттяжки, которые очень удобно объединены по три штуки.


Растягиваем дно

Удивила геометрическая точность такой большой конструкции: оттяжки просто без перетягов и недотягов легко укрепляются за те же колья, которыми растянуто дно=пол всей системы. Я думал, что палатка выйдет мягкая и гуттаперчивая, качаемая ветром, как детские домики подобной конструкции. Но к моему удивлению, вся конструкция вышла очень жесткой, наверное, не меньше, чем традиционные на собирающемся каркасе, а не вшитом.


Ставим палатку

Вместительный тамбур позволяет комфортно разместиться за столом в случае дождя, при этом в тамбуре осталось еще место для вещей.
Тамбур высокий, я внутри встаю и не нагибаюсь.
Двери спален и палатки расстегиваются по кругу и удобно убираются в специальные карманы. В палатке множество всяких крючочков и петелек для подвешивания фонарей, а также много разных кармашков для вещей. Пол сделан из плотного армированного материала, палатку можно ставить на мокрую траву или землю.

Палатка имеет очень хорошую вентиляцию, так что отпотевает за ночь незначительно, гораздо меньше маленьких походных палаток. Вентиляция даже слишком хорошая, в маленьких палатках гораздо теплее. Но это легко решается хорошими пуховыми спальниками.
На ветру необходимо растягивать еще 10 дополнительных штормовых растяжек. В обычных условиях мы их никогда не ставим.
Палатка успешно прожила уже три больших путешествия, это около 130 дней эксплуатации или больше 80 сборок/разборок. Конечно, она пообтрепалась, но все цело, ничего не ломалось и не ремонтировалось.

Да, наличие специального резинового молотка для колышков (продается в декатлоне) существенно облегчает установку палатки. На ручке у молотка есть крючок, которым также очень удобно выдергивать колышки из земли. По привычке к нашей мягкой земле мы недооценивали молоток и несколько лет обходились без него. но с приобретением молотка реально почувствовали разницу. Важно, что он не гнет колышки, в отличие от подручных средств типа камней...



 

Матрасы, спальники, одеяла и прочее

Надуваем матрасы

Когда мы ездили с маленькими палатками, то брали с собой обычные пенки, а позже самонадувающиеся коврики. Они дорогие и никчемные, на практике их хватило только на сезон, наш сезон :-))
Но пенки хороши в горном или водном автономном походе. А 50 дней спать на пенках мало кому понравится. С покупкой кемпинговой палатки стали использовать надувные матрасы.



Сколько мы их перепробовали! Сейчас можем с уверенностью сказать, что лучше декатлоновских матрасев ничего нет. Дольше всех у нас продержался, как ни странно, самый простой INTEXовский матрас. Под конец жизни его так растянуло, что он был толще декатлоновского раза в два. Все матрасы кончались от одной и той же проблемы: внутренние перегородки тянут на себя внешний слой, образуя в месте сварки микродырочки. От этой же болезни помер даже фирменный Campingaz-овский матрас. Декатлоновские все живы.

А вот компрессор декатлоновский - дрянь. Требование к компрессору у нас сложилось единственное: компрессор должен напрямую работать от 12 V, а не только заряжаться. (Декатлоновский как раз не умеет). Большинство компрессоров аккумуляторные.
Но:
1. китайские аккумуляторы не переживут двух длинных сезонов,
2. не всякого аккумулятора хватит накачать (хорошо накачать) два больших матраса.
Батаррея нашего насоса давно померла. Поэтому актуальней брать с собой удлиннитель на 12 V. Мы как-то этим не озаботились и накачиваем матрасы снаружи, а если дождь, то подгоняем машину дверью ко входу в палатку, чтобы не замочить матрас, пока он надувается. Да, надо понимать, что автомобильный компрессор не пойдет. Здесь главное производительность, а не высокое давление. Ну и матрасный компрессор умеет быстро надувать всякие детские круги, жилеты и другие плавучие и надувные игрушки.




Детская спальня

Матрасы имеют какую-то бархатистую поверхность и простыни не соскальзывают с них. Матрасы мы застилаем простынью, а в жарких странах другой простынью накрываемся. Есть еще у нас у каждого по флисовому пледу для теплой погоды. Для холода (в горах по ночам бывает и минус) мы берем с собой спальники. У взрослых профессиональные пуховые. Но за пуховыми надо следить, чтобы ни в коем случае не были влажными, поэтому у детей спальники с синтетическим наполнителем, но дорогим, переживающим не одну стирку. В машине у нас живут флисовые подушки, на ночь на них надеваем наволочки и берем в спальни. Все белье периодически стираем в кемпингах, где есть стиралки и сушилки. В теплые путешествия, например, в Африку, вместо пуховых спальников брали тоненькие и совсем легкие.



 

Мебель


В наших первых путешествиях мебели никакой у нас не было, ужинали мы сидя за большой пластиковой коробкой вместо стола, а сидели вокруг на маленьких коробках. И было очень хорошо! Но все время хочется чего-то лучшего. Теперь мы возим с собой декатлоновский стол.


Утро в кемпинге

Вместе со столом идут 4 табуретки, которые убираются внутрь сложенного стола. Туда спокойно влезает еще и пятая такая табуретка, да еще и матрас. Но сейчас, когда места много, мы уже не занимаемся таким жестким тетрисом и возим внутри стола в дополнение к табуреткам только сковородку и разделочную доску. Из всех столов, что нам довелось увидеть, этот вне конкуренции. Видили мы почти такой же какой-то известной спортивной фирмы, но люди никак не могли расположить в нем табуретки, чтобы закрыть сложенный стол.


Собирают стол и табуретки

Бывают еще складные столы с интегрированными в них табуретками. Вот их брать точно не стоит. Любое движение на табуретке приводит к сотрясению всего стола. Есть еще компактные конструкции со столешницей из алюминевых планок, но такие столы не большие и достаточно хлипкие.
В это путешествие мы брали с собой декатлоновское складное кресло. Наверное, прикупим еще одно взамен утонувшего в Мозеле.


Здесь видно сразу все наше снаряжение: палатку, холодильник, стол с табуретками, кресло,
кухню с маленьким столиком, барбекюшницу, пластиковые коробки и капот машины

 

Кухня


В первые наши путешествие мы брали с собой маленькую газовую горелку с маленьким баллончиком. Но это не серьезно. Маленькие баллончики годятся только, чтобы сварить кофе, а для ежедневной готовки их слишком часто приходится менять. Потом у нас была небольшая комфорка с большим пятилитровым баллоном на шланге. Уже в следующее путешествие мы взяли двухкомфорочную плиту Campingaz Lagon, тогда же пришлось купить в Европе синий кемпингазовский баллон. Баллон для путешествий нужен только такой: синий Campingaz. Можно большего или меньшего размера, но именно синий. Дело в том, что это самый распространенный в Европе вид газовых баллонов. Они продаются или обмениваются почти во всех странах в больших супермаркетах и в магазинах больших кемпингов.



Двухкомфорочная плита - необходимое условие вкусного ужина. На одной горелке ничего путного не приготовишь. Ну и плиту стоит брать с крышкой, чтобы вещи в машине об нее не пачкались. Плиту периодически моем в больших раковинах кемпингов.
У нас нет определенного места для кухни. Если погода ветренная или дождливая, то Аня готовит в палатке, если нормальная - на улице. Плита стоит на специальном маленьком декатлоновском столике.


Утро

Сейчас в декатлоне продают специальные складные столики-шкафы под плиту, оборудованные еще и экранами от ветра. Но мы решили не брать, не из-за цены, цена вполне приемлема, просто уже невозможно обрастать хламом. Тем более, что мы не часто стоим на одном месте больше одной ночи, и разбирать/собирать содержимое кухонного шкафчика нет смысла.



Теперь про посуду: уже 6 лет мы использум походный набор кастрюлек из нержавейки фирмы Tatonka. Обязательно во все путешествия берем с собой сковородку с крышкой. Иногда мы с собой брали еще и маленькую газовую горелку с баллончиком на случай, если кончится вдруг газ в основном баллоне. Может в следующие поездки в качестве запасного варианта будем брать с собой вот такую штуку, а заправлять ее соляркой из бака.



В первые путешествия мы возили походную посуду - миски и кружки. Но позже мы перешли на стеклянную из труднобьющегося стекла. Хорошую еду гораздо приятнее есть из нормальной посуды. Из дома берем небьющиеся стеклянные прозрачные чашки, которые используем и для вина, и для чая. Рюмки возить не стали.


 

Упаковка

Утренние сборы

Вы уже, наверное, заметили на фотографиях, что большинство вещей у нас лежит в пластиковых коробках. Такое хранение имеет много плюсов, но и один глобальный минус. Минус в том, что загружать машину коробками достаточно трудно, это невозможно сделать компактно, вещи занимают больше места. Если при погрузке сочетать коробки с сумками, можно хоть как-то сгладить проблему.



Но плюсы коробок просто неоспоримы: вещи не мнуться, коробки легко ставить друг на друга (в палатке получается что-то вроде шкафов с полками), в прозрачных коробках хорошо видно, где что лежит, коробки при погрузке/разгрузке можно ставить куда угодно: на мокрую траву, при необходимости в лужу, можно не бояться оставить под дождем. Главное, конечно, это порядок и организованность вещей. У всех коробок в палатке есть привычное место, это облегчает жизнь и загрузку/разгрузку палатки. Дети тащат от багажника каробки на привычные места, иначе все замедляется в сто раз, дети задумчиво шатаются с каждой коробкой из угла в угол и кричат: "А эту куда ставить???"



Наши коробки:
1) две кухонные коробки (одна с посудой, другая с крупами и т.д.);
2) у каждого своя личная коробка с вещами (у девочек большие, у мальчиков маленькие);
3) гигиеническая коробка (шампуни, гели для душа, (нужно иметь как минимум по два, чтобы идти в душ одновременно), зубные щетки/пасты, средство для мытья посуды, кремы от и после солнца, все, что связано с контактными линзами и прочее;
4) "электрическая" коробка: всякие зарядчики на 12/220V для макбуков, электропереходник для кемпинга, тройник, зарядчики на 12/220V для фото и видео, для раций, компрессор для матрасов, картридер и провода для него и электронных книг, запасные очки, ремнаборы для всего, запасные батррейки, фонари;
5) одна коробка на всех с теплыми вещами и дождевиками;
6) большая коробка, набитая путеводителями и картами (из нее периодически достается новая порция для следующего региона и убираются книжки по пройденным местам), в этой же коробке лежит крупа (гречку и геркулес берем на все путешествие из дома) и запас консервов (консервы на случай, если не успели купить нормальных продуктов, а такое иногда случается). Консервы и крупы постепенно уступают место всяким сувенирам и другим хрупким покупкам. Отдельно мы возим мешок с грязным бельем, который периодически опустошается в кемпингах со стиральными машинами.
Кстати, при необходимости пластиковая коробка может превратиться в отличный таз.

 

BBQ



Наличие холодильника и увеличение объема машины дает отличную возможность возить с собой приспособление для гриля. Разборную барбекюшницу купили в первом попавшемся супермаркете в Польше. Думали прогорит после одного сезона, но ее точно хватит еще на год.



Можем рекомендовать грильницу с крышкой. Чтобы качественно и быстро загрилить мясо, надо сыпать достаточно много углей. Как только мясо готово, барбекюшница накрывается крышкой, угли быстро гаснут, и их можно ссыпать обратно в мешок.
Надо покупать нормальные угли, не стоит брать всякую сублимированную гадость. Ну и еще нужна жидкость для розжига.

Дети очень любят гриль. Любят его есть и готовить. Барбекю вносит существенное разнообразие не только в питание, но и в кочевую жизнь. Особенно великолепно сочетание холодильника и грильницы, поскольку можно теперь покупать мясо, фарш или колбаски с сосисками, расчитывая не на один раз.
Барбекюшницу, чтобы она не пачкала другие вещи перевозим в мешке. (Когда-то в нем мне прислали из Англии пачку дорожных атласов.)




День-рожденный ужин
Ммм-

 

 

Детские занятия


Для детей приходится везти с собой много игр, иначе дорога в машине и в дождливые вечера в палатке превратятся для всех в муку. Набор детских игр зависит от возраста, каждый год ону нас немного варьируется. Напишем, что было в этом году (детям 4 и 8).

1) Раскраски и развивающие книги с наклейками для обоих.
2) Книги для чтения (у Сашки были свои книги, у Ксеньки свои, и общие книги для вечернего чтения).
3) Игры из дома, пересыпанные из коробок в удобные тканевые мешочки: руммикуб, скрабл, уно, шакал.
4) Во Франции были докуплены 7 игр фирмы Djeco. Это отличные дорожные игры, они все занимают место как олода карт, убодно упакованы в плотные картонные коробочки, дети могут в некоторые из них играть сами лет с 3-4 точно.
- mini nature
- bata-waf
- mistigri
- happy family
- outdordodo
- zanimatch
- piratatak
- sardines
- casino pirate
5) Мелкие пластикове игрушки в тканевом мешочке, в них удобно играть в машине. Дети выдумывают миллион разных сюжетов.
6) Диски с мультфильмами для Ксеньки (на сказки Пушкина, Андерсена и т.д.) и фильмами bbc для Сашки ("Эпоха географических открытий", "Солнечная сиситема" и т.д.). Время просмотра фильмов в машине жестко ограничиваем, даже если нужно ехать весь день. Есть общие фильмы, которые любят все (Миядзаки).
7) Музыка (аудиокниги, сказки, детские песни).
8) За путешествие дети сильно обрастают хламом, приходится покупать сувениры (рыцарей и принцесс :)), пазлы с замками и т.д.
Подо все это приходится выделять пластиковую коробку. Ставим ее между детьми на пол машины, требуем, чтобы все игрушки "жили" в ней. Но они почему-то распространяются по всем горизонтальные поверхностям машины, карманам, дырками полкам.
9) Ксенькина кукла, Сашкин медведь с вещами.
10) Наборы лего "три в одном".
11) То, что на первый взгляд игрушками не является: скотч, веревки, нитки, карабины, пустые коробочки и т.д. Саша из всего этого конструирует в машне подъемники, маршруты веревочных городков и т.д.


 

Зонт


Большой декатлоновский пляжный зонт очень удобен. С помощью двух пристяжных на липучках секций он легко превращается с своеобразную полупалатку, в которой можно спрятаться от солнца и ветра. По низу секций есть специальные карманы, которые набиваются песком. К зонту стоит прикупить пластиковый бур для песка, в котором закрепляется уже сам зонт.



Но зонт мы используем не только на пляже. Раньше, когда не было великов, во время дождя мы подгоняли машину задом к палатке, и откинутая задняя дверь вместе с козырьком палатки создавала единый навес. Теперь так не получится. Но мы приспособились создавать сухой переход из палатки в машину с помощью зонта.
Да и просто в сильный дождь удобно ходить под большим зонтом до душей/туалетов в кемпинге.


 

Всякие мелочи

Пляжные коврики можно использовать не только на пляже, но и на стоянках, на обедах на природе


 

Фонари и лампы


В тамбуре палатки висит светодиодная люстра. Кроме этого у каждого есть свой личный налобный фонарик. Еще один бывший налобник всегда лежит в двери автобуса. Налобники для детей - особенно актуальная тема. В вечернем сумраке в кемпинге за детьми с налобниками гораздо удобнее приглядывать.


Анька кипятит чай и читает книгу при лампе

А еще мы полюбили газовую лампу. Она создает несравненный уют по вечерам. Свет лампы регулируется от яркого почти маяка, до еле теплющегося ночника.


Игры

Но, если в путешествии есть дети, то с газовой лампой надо быть очень осторожными. Она раскаляется до очень высоких температур. Два года назад у нас дочка получила довольно болезненный ожег руки.



Кстати, на лампе можно сварить кофе, если неохота подниматься и идти готовить на большой плите...


 

Вода и канистры

На столе канистра с краником

В автономном путешествии, особенно если предполагаются дикие кемпинги, необходимо возить с собой довольно большой запас воды. Литров 20-25 хватит при экономном использовании на готовку, на душ и на мытье посуды.


Аня моет посуду

За годы путешествий мы пришли к выводу, что ничего надежней обычных пластковых бутылей нет. Сколько у нас было разных канистр! Они все через какое-то время начинали течь либо по крышке, либо по протершимся углам. Так что в следующее путешествие возьмем 9-литровые пластиковые бутыли из под воды.


Умывается
Остывающий двигатель греет воду для душа

Еще очень полезная вещь в путешествиях - это душ, работающий от прикуривателя. Полезен он не только на диких стоянках. Мы часто его использовали после купания в море или океане, чтобы смыть с себя соль. На жаре оставаться соленым довольно неприятно. А так, быстренько наладил душ и ополоснул всю семью. Кстати, вода при этом расходуется очень экономно, не сравнить с обливанием из канистры.


Автомобильный душ
Умывальник

Насос душа не пролезает в обычные канистры и бутыли, а оригинальная канистра с широким горлом быстро прохудилась. Поэтому мы перекладываем временно вещи из моей маленькой пластиковой коробки в пакет, а коробку используем как емкость для воды. Ну и, конечно, несмотря на дикий кемпинг, хочется вечером помыться. Душ от прикуривателя в таком случае спасение.
Также душем удобно мыть посуду на диких стоянках.


Мытье посуды автодушем

Про личные вещи мы говорить не будем, у каждого свой привычный ему набор вещей для теплой и дождливой погоды. Можем только посоветовать довольно удачные дешевые декатлоновские дождевики (минус - вся Европа ходит под дождем в таких одинаковых куртках) и туристические сандали Teva. Они очень удобны и прочны (служат несколько сезонов, только вот дети быстро растут), в них можно ходить не только в городах, но и совершать легкие прогулки в горы. Легко моются под краном и быстро сухнут, подвешенные за липучки.


Teva

Конечно, всегда с собой возим метров 15 бельевой веревки и прещепки. А так же стиральный порошок. В кемпингах чаще он не входит в стоимость стирки, а мелкие порции продаются по завышенным в несколько раз ценам, да и не всегда бывают.

Полезные вещи для случайного мелкого ремонта: мелкая отвертка и запасные винтики для очков, клей момент и супер клей (эпоксидный или другой), армированный скотч, толстая игла с толстой капроновой нитью, пассатижи-нож с напильником, наборы для ремонта матрасев (прилагаются к декатлоновски матрасам), пластиковые хомутики, запасной провод (обычно от зарядки ненужного гаджета), предохранители (кроме автомобильных, такие, как в вилках на 12V), канцелярский нож, швейные принадлежности, аптечка.





Чтобы со всем этим снаряжением не путаться и быстро ставить и убирать лагерь, у почти каждой вещи есть свое место и у каждого человека есть своя роль в процессе. Дети тоже привлечены, и это для них не тягостная обязанность, а совместное с родителями делание.



 


     

Оглавление

На страницу с путешествиями